Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, разработке законов и иных нормативных правовых актов в этой области, а также требований к средствам производства, технологиям и организации труда, гарантирующим работникам здоровье и безопасные условия труда.
Навигация по статье:
  1. Основные направления государственной политики в области охраны труда
  2. Нормативные правовые и методические документы в области производственной санитарии и гигиены труда
  3. Эргономическая оценка рабочих мест
  4. Структура органов Роспотребнадзора

Основные направления государственной политики в области охраны труда

В cт. 210 Трудового кодекса РФ указаны основные направления государственной политики в области охраны труда, в том числе:

  • государственное управление охраной труда и государственный контроль и надзор за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
  • обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
  • принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
  • государственное управление охраной труда;
  • федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
  • государственная экспертиза условий труда;
  • установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;
  • содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;
  • профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;
  • распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
  • участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;
  • подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации;
  • организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
  • обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;
  • международное сотрудничество в области охраны труда;
  • проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Министерством труда и социальной защиты РФ), а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Нормативные правовые и методические документы в области производственной санитарии и гигиены труда

Гигиена труда основана на изучении производственной среды и ее влияния на условия труда, здоровье рабочих с целью разработки комплекса организационных, санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий, необходимых для оздоровления этих условий и повышения производительности труда.

Производственная санитария — это система организационных и санитарно-технических мероприятий и средств, предотвращающих воздействие вредных производственных факторов.

Санитарное законодательство представляет собой совокупность законов, регулирующих отношения в области охраны здоровья людей от неблагоприятного или опаснонго влияния факторов среды обитания.

Применительно к производственным условиям санитарное законодательство является частью законодательства об охране труда и направлено на сохранение здоровья и защиту раблотающих от вредных производственных факторов.

Рисунок 1. Санитарное законодательство
Рисунок 1. Санитарное законодательство
Таблица 1. Примеры основных действующих нормативных и методических документов в области гигиены труда по видам опасных и вредных производственных факторов
Вид фактора Нормативный документ/методические указания
Шум ГОСТ ISO 9612-2016 Акустика. Измерения шума для оценки его воздействия на человека. Метод измерений на рабочих местах
МУ по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков
СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"
СН 2.2.4/2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы
СН 2.5.2.047-96 «Уровни шума на морских судах»
Инфразвук СН 2.2.4/2.1.8.583-96 Инфразвук на рабочих местах, в жилых и общественных помещениях и на территории жилой застройки
СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"
Ультразвук ГОСТ 12.4.077-79 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Ультразвук. Метод измерения звукового давления на рабочих местах
ГОСТ 12.1.001-89 «ССБТ. Ультразвук. Общие требования безопасности».
СанПиН 2.2.4/2.1.8.582-96 Гигиенические требования при работах с источниками воздушного и контактного ультразвука промышленного, медицинского и бытового назначения
Р 2.2.4/2.2.9.2266-07 Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования
СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"
Вибрация СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий"
СанПиН 2.2.2.540-96 "Гигиенические требования к ручным инструментам и организации работ"
СН 2.5.2.048-96 Уровни вибрации на морских судах. Санитарные нормы
МУ 3911-85 Методические указания по проведению измерений и гигиенической оценки производственных вибраций
МР 2946-83 Методические рекомендации по измерению импульсной локальной вибрации
МУК 2.2.2.1843-04 "Санитарно-эпидемиологическая экспертиза бензиномоторных пил и организация работ"
ГОСТ 12.1.012-2004. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1). Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 31192.1-2004 (ИСО 5349-1). Вибрация. Измерение локальной вибрации и ее воздействия на человека. Часть 1. Общие требования
ГОСТ 31319-2006 (ЕН-14253) Вибрация. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требование к проведению измерений на рабочих местах
ГОСТ 31191.4-2006 (ИСО 2631-4) Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 4. Руководство по оценке влияния вибрации на комфорт пассажиров и бригады рельсового транспортного средства
ГОСТ 31248-2004 (ИСО 10056) Вибрация. Измерение и анализ общей вибрации, воздействующей на пассажиров и бригаду железнодорожного транспорта
ГОСТ 31192.2-2005 (ИСО 5349-2) Вибрация. Измерение локальной вибрации и оценка ее воздействия на человека. Требование к проведению измерений на рабочем месте
ГОСТ ИСО 8041-2006 Вибрация. Воздействие вибрации на человека. Средства измерений
Неионизирующие излучения ГОСТ 12.1.045-84. Система стандартов безопасности труда. Электростатические поля. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля
ГОСТ 12.1.002-84 Система стандартов безопасности труда. Электрические поля промышленной частоты. Допустимые уровни напряженности и требования к проведению контроля на рабочих
ГОСТ 12.1.006-84 Система стандартов безопасности труда. Электромагнитные поля радиочастот. Допустимые уровни на рабочих местах и требования к проведению контроля
ГОСТ Р 12.1.031-2010 Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов безопасности труда. Лазеры. Методы дозиметрического контроля лазерного излучения
СанПиН 5804–91 Санитарные нормы и правила устройства и эксплуатации лазеров
СанПиН 2.1.8/2.2.4.1190-03 Гигиенические требования к размещению и эксплуатации средств сухопутной подвижной радиосвязи
МУК 4.3.2491-09 Гигиеническая оценка электрических и магнитных полей промышленной частоты (50 Гц) в производственных условиях
Химический фактор ГОСТ 12.1.007-76 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Вредные вещества. Классификация. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.014-84 СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Воздух рабочей зоны. Метод измерения концентраций вредных веществ индикаторными трубками
СанПиН 1.2.2353-08 Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности
ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны"
ГН 2.2.5.2308-07 Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) вредных веществ в воздухе рабочей зоны
Методические рекомендации № 11-8/240-09 Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека
Биологический фактор ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
СП 1.3.3118-13 Санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами I – II групп патогенности (опасности)»
СП 1.3.2322-08 Санитарно-эпидемиологические правила «Безопасность работы с микроорганизмами III - IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней»
АПФД ГОСТ 12.0.003-74 Система стандартов безопасности труда. Опасные и вредные производственные факторы. Классификация
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
СанПиН 1.2.2353-08 Канцерогенные факторы и основные требования к профилактике канцерогенной опасности
МУК 4.1.2468-09 Измерение массовых концентраций пыли в воздухе рабочей зоны предприятий горнорудной и нерудной промышленности
ГН 2.2.5.3532-18 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны"
Методические рекомендации № 11-8/240-09 Гигиеническая оценка вредных производственных факторов и производственных процессов, опасных для репродуктивного здоровья человека
Световая среда СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий
МУК 4.3.2812-10 Методы контроля. Инструментальный контроль и оценка освещенности рабочих мест
МУК 4.3.2812-10 Методы контроля. Инструментальный контроль и оценка освещенности рабочих мест
Микроклимат СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах"
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
СанПиН 2.2.4.548-96. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений;
МУК 4.3.2756-10 Методы контроля. Измерение и оценка микроклимата производственных помещений
Тяжесть трудового процесса Методика проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н
Напряженность трудового процесса Методика проведения специальной оценки условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н
Ионизирующие излучения Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
СанПиН 2.6.1.1192-03 Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований
СанПиН 2.6.1.2523-09 Нормы радиационной безопасности НРБ-99/2009
МУ 2.6.1.1982-05 Проведение радиационного контроля в рентгеновских кабинетах
МУ 2.2/2.6.1.20-04 Оценка и классификация условий труда персонала при работах с источниками ионизирующего излучения

Структура органов Роспотребнадзора

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, защиты прав потребителей на потребительском рынке. Роспотребнадзор после преобразований 2012 года (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти») стал находиться в непосредственном подчинении Правительству РФ.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет свою деятельность согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" и на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека"

Основными функциями Ростребнадзора являются:
  • Защита прав потребителей, санитарный надзор
    • государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства
    • государственный контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей
    • контроль за соблюдением правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров, выполнения работ, оказания услуг;
    • санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации;
    • аккредитация испытательных лабораторий (центров), осуществляющих работы в области подтверждения соответствия качества и безопасности муки, макаронных и хлебобулочных изделий, и проверку их деятельности в части работы по подтверждению соответствия указанной продукции и выдачи сертификатов, предусмотренных законодательством Российской Федерации
    • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при осуществлении закупок указанной продукции для государственных нужд, а также при поставке (закладке) муки в государственный резерв, ее хранении в составе государственного резерва и транспортировке
    • государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью муки, макаронных и хлебобулочных изделий при ввозе (вывозе) указанной продукции на территорию Российской Федерации;
    • проверка деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров и другие полномочия
  • Профилактика инфекционных заболеваний.
    Роспотребнадзор:
    • принимает меры по предотвращению инфекционных заболеваний;
    • устанавливает причины и выявляет условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений)
    • готовит предложения о введении и об отмене на территории Российской Федерации, субъектов Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации
  • Социально-гигиенический мониторинг
    • Роспотребнадзор информирует органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
  • Научное обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
    • Проводит научно-практические конференции и разрабатывает методики, направленные на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в России
  • Лицензирование
    • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет лицензирование деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и в области использования источников ионизирующего излучения (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)
  • Государственная регистрация.
    Роспотребнадзор регистрирует:
    • впервые внедряемые в производство и ранее не использовавшиеся химические, биологические вещества и изготовляемые на их основе препараты, потенциально опасные для человека (кроме лекарственных средств)
    • отдельные виды продукции, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств)
    • отдельные виды продукции, в том числе пищевые продукты, впервые ввозимые на территорию Российской Федерации
    • лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф, и инцидентов

Структура Роспотребнадзора

Федеральная служба Роспотребнадзора осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иными организациями.

В структуру Роспотребнадзора входят 84 территориальных управления и 90 центров гигиены и эпидемиологии в субъектах РФ. Специалисты службы осуществляют санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска, в том числе в на автомобильном транспорте, в аэропортах, морских, речных, пограничных железнодорожных станциях.

Помимо территориальных управлений и центров гигиены и эпидемиологии, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека входят 28 научно-исследовательских институтов, 13 противочумных учреждений, 33 дезинфекционные станции и организации дезинфекционного профиля.

Всего в системе службы работают около 110 тысяч специалистов.

Возглавляет Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека главный государственный санитарный врач РФ.